Она необходима для освоения новых угольных месторождений острова.
Стратегия развития Сахалинской области до 2035 года предусматривает создание в регионе новых производственных кластеров, передовой инфраструктуры, высокопроизводительных рабочих мест, улучшение городских пространств и т. п. 11 октября в Южно-Сахалинске прошло обсуждение документа в рамках пленарного заседания областной общественной палаты.
Отдельное место в стратегии отводится угольной отрасли. Отмечено, что в будущем спрос на сахалинский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона будет определяться многими факторами. Так, в пользу увеличения спроса на угольную продукцию сыграют ограничение добычи угля в Китае (закрытие нерентабельных, устаревших шахт и карьеров) и снижение экспортных поставок топлива из Индонезии (при увеличении внутреннего потребления политика индонезийского правительства предполагает стабилизацию добычи на уровне 400 млн т и ограничения по экспорту). При этом рост потребления будет наблюдаться в других странах Южной Азии: по прогнозам, спрос на энергетический уголь в Юго-Восточной Азии к 2040 году возрастет на 136% – до 140 млн т ежегодно. Данной конъюнктурой могут воспользоваться сахалинские угольщики (за 2018 г. ими произведено примерно 11 млн т продукции).
Кроме увеличения добычи на действующих месторождениях, планируется вовлечение в хозяйственный оборот новых. В качестве пилотного рассматривается проект освоения Лахской угленосной площади с прогнозными запасами около 1 млрд т. Правда, это месторождение удалено от основных транспортных коммуникаций. Поэтому для доставки угля в порты потребуется строительство автодороги Лахская пл. – ст. Ныш и сооружение железнодорожной линии Ильинск – Углегорск.
Ранее вопрос создания участка железной дороги Ильинск – Углегорск протяженностью 143 км рассматривался администрацией Сахалинской области и ОАО «РЖД». Однако до реализации проекта дело не дошло.