Операторы и грузовладельцы, управляющие половиной вагонов в России, пригрозили правительству РФ тем, что уйдут в сопредельные страны, если решение об обязательном переходе на кассетные подшипники не будет отменено – в других государствах дорогостоящая замена подшипников необязательна, пишет «Коммерсантъ».
«Операторы оценивают потери бюджета от снижения налога на имущество в таком сценарии в десятки миллиардов рублей. По мнению экспертов, угроза реальна: операторы не будут, конечно, перерегистрировать весь парк, а уведут из России лишь те вагоны, для которых подойдет срок замены колес», – отмечает газета.
Главы 14 крупнейших операторских компаний (за исключением самой крупной – Федеральной грузовой компании, входящей в ОАО «Российские железные дороги»), управляющих более чем 600 тыс. вагонов, просят отменить решение о переводе всех вагонов РФ на кассетные подшипники с 2021 года. Это следует из открытого письма первому вице-премьеру Рф Антону Силуанову и вице-премьерам Максиму Акимову и Дмитрию Козаку, которое опубликовано в деловых СМИ в номерах от 24 октября, пишет издание.
Решение о форсированном переходе на кассетные подшипники было принято на комиссиях по вагонному хозяйству и по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту СНГ, объединяющего железнодорожные администрации с российской шириной колеи 1520 мм, а 16 октября утверждено советом, напоминает «Коммерсантъ». В результате у 90% российского парка придется менять роликовые подшипники на кассетные, что, по подсчетам владельцев вагонов, обойдется в 200–300 млрд руб.
Решение поддерживали РЖД и Минтранс, говоря о большей надежности кассетных подшипников относительно роликовых и необходимости импортозамещения роликовых, так как основные мощности по их выпуску находятся на территории Казахстана и Украины. Другим аргументом было то, что переход будет осуществляться поэтапно за 10 лет и позволит повысить скорость движения.
Резко против выступали собственники вагонов и производители роликовых подшипников, указывая на отсутствие необходимости такого перехода и достаточных мощностей, высокие затраты на него. Отдельно подчеркивалось, что все три производителя кассетных подшипников – компании из США и Швеции, что несет крупные санкционные риски, особенно с учетом того, что под санкциями находятся владельцы 20% парка РФ.
Минтранс, в свою очередь, от лица производителей обещал 100%-процентную локализацию кассетных подшипников и обеспечение всех потребностей отрасли в срок. Из российских ведомств против перехода выступили ФАС и Минэкономразвития. Министерство считает, что переход на кассетные подшипники должен происходить при отсутствии их дефицита и достаточном уровне локализации производства в РФ. Минэкономразвития предлагает поставить вступление решения в силу в зависимость от подтверждения Минпромторгом наличия нужных объемов выпуска и степени локализации, обеспечивающей экономическую безопасность России.
В своем письме ж/д операторы говорят о систематическом игнорировании Минтрансом их позиции и напоминают, что против решения о переходе (даже при том, что оно касается только России) голосовали страны – крупнейшие владельцы подвижного состава: Казахстан, Украина, Узбекистан и Грузия. «В случае введения решения приказом Минтранса мы будем вынуждены рассматривать в том числе варианты перерегистрации компаний и подвижного состава в другие страны ЕАЭС, где отсутствуют обязательства по переоборудованию вагонов», – пишут операторы.
Они предупреждают, что это приведет к потерям десятков миллиардов рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. Они просят обязать Минтранс не вводить решение и инициировать его отмену на следующем заседании совета.